Прелесть любых гипотез в том, что они всегда сбываются. Редко дословно, но все же, все же... Премьера фильма «Власть огня» (Reign of Fire) совпала с разговорами о чрезвычайном положении в Подмосковье. Столица окутана дымом — как тут не посмотреть, как вырвавшиеся из подземелий драконы спалили весь мир.
Все началось с того, что, разрабатывая шахты своего страшно неудобного метро, жители Лондона невольно разбудили древнее и злобное существо, огнедышащего дракона, который, убив мать главного героя, выбрался на поверхность. Вскорости мир заполнили сотни, а затем тысячи тварей, способных сжигать своим дыханием все живое. Попытки сражаться с ними ни к чему не привели, атомное оружие только помогло довершить опустошение.
Через несколько десятилетий жизнь на земле практически замерла. Редкие колонии людей живут на грани вымирания от голода и нападений драконов. Предводитель одной из таких общин, расположенной недалеко от Лондона, всеми силами пытается сохранить своих людей. Но однажды к стенам его замка подходит колонна бронетехники, на башню танка выбирается бритый наголо покрытый татуировками американец и рассказывает о том, что гнусных тварей можно убивать, и о том, как можно избавить весь мир от власти огня. Отсюда начинается цепь событий, которая приводит к последней решающей битве.
Поставил «Власть огня» Роб Бауман, режиссер фильма «Секретные материалы». Кинолента о Малдере и Скалли вышла в свое время не слишком удачной, во всяком случае, поклонников сериала она разочаровала. И после «Власти огня» этой неудаче достаточно одаренного режиссера находится объяснение.
Священный огонь полыхает в груди Роба Баумана.
«Власть огня» лежит недалеко от дешевых ужастиков класса В, а отличает эту картину от множества почти безымянных опусов истинное и нешуточное вдохновение режиссера. Малдер и Скалли были слишком вялыми и анемичными для Баумана — в его глазах полыхают пожары великих битв и раздаются боевые кличи берсерков, с ревом идущих в атаку на врага.
Лысый и бородатый Мэтью Макконэхи, бросающийся топором с пятидесятиметровой башни на атакующего дракона, или охотники, выпрыгивающие из вертолета, чтобы в свободном полете среди облаков найти и обезвредить огнедышащую тварь, — в этом есть истинное и высокое чувство.
Все глупости и нелепости, свойственные подобным малобюджетным постановкам, искупаются этим вдохновением и картиной черного сгоревшего Лондона, над руинами которого кружат сотни голодных драконов.
Или, скажем так, почти искупаются.
Потому что малобюджетная свирепость Роба Баумана в конечном счете оборачивается трогательностью. Отчаянная безоглядность «Призраков Марса» Джона Карпентера или подвиги Коннана-уберменша Джона Милиуса превращаются у Баумана в грезы интеллигентного мальчика, мечтающего о битвах и подвигах. Сделав свою противопожарную сагу на стыке «Безумного Макса» и «Тринадцатого воина», Бауман подошел вплотную к созданию полноценного мифа, но вдруг смутился, застеснялся и вспомнил про хорошие манеры и возрастные ограничения.
Получилась наполовину вдохновенная готическая бойня, наполовину срамная частушка:
Свят Георгий во бое
На лихом сидит коне.
Держит в руце копие,
Тычет змия в жопие.
Что, может быть, само по себе и неплохо. К тому же так ведь пока и не выяснилось, кто подпалил подмосковные торфяники…
Погрузиться в конспирологические штудии можно в кинотеатрах «Аврора», «Алмаз», «Атриум», «Байконур», «Балтика», «Варшава», «Каро 1» и «Каро 2», «Ладога», «Матрица», «Первомайский», «Победа», «Пушкинский», «Пять звезд», «Ролан», «Ударник», «Экран», «Электрон».