Либеральное реформаторство последних четырех лет на наших глазах вырождается в бюрократическое прожектерство. Вот правительство страны намерено жестче контролировать эффективность работы министерств и ведомств: она будет измеряться многочисленными показателями, определить которые предстоит путем опросов населения. Кабинет обсудил и принял за основу доклад о планах и показателях деятельности «субъектов бюджетного планирования» (говоря попросту, федеральных ведомств). Теперь, считает премьер Фрадков, благодаря разработке показателей, министры «политически ответственны» за реализацию социально-экономических реформ: в результате воплощения доклада в жизнь министерства могут выйти «на новый уровень».
Есть тут и свои тонкости. Министр финансов Кудрин сомневается, можно ли комплексные показатели деятельности всего правительства механически разбить по министерствам. А советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов предложил кабинету подумать об «укреплении статуса федерального агентства по статистике». Оказывается, «были в прошлые годы у нас искушения давить на статистиков, что они не так считают, хотя потом выяснялось, что считают правильно»; по его мысли, вероятность и степень такого давления связаны с реформой «бюджетного планирования и формированием планов и показателей субъектов бюджетного планирования».
Сама по себе идея повышения ответственности правительства перед обществом возражений не вызывает. Или возьмем реформаторские планы, которые зреют в Центризбиркоме: ее председатель Александр Вешняков признался в среду, что его ведомство прорабатывает планы изменений избирательного законодательства. Если планы Вешнякова воплотятся в жизнь, то Совет федерации станет выборным, а Госдума будет полностью выбираться на основе партийных списков, а не смешанной системы, как сейчас. Идеи председателя трудно не поддержать: действительно, прямая выборность сенаторов должна повысить их политический вес, сделать более независимыми от местных властей и более ответственными перед избирателями. То же и с Госдумой: выборы по спискам теоретически позволят укрепить партийную систему.
Но это в теории. На практике, как мы все понимаем, уровень давления на статистиков определяется вовсе не структурой «бюджетного планирования», а оценка эффективности работы правительства через многочисленные показатели обернется бессмысленным бюрократическим рапортованием. За скобками кабинетных обсуждений остается то обстоятельство, что для адекватной оценки работы ведомств (в том числе и через опросы населения) необходима свобода обращения информации. А выборность Совета федерации приведет к повышению политического веса и ответственности сенаторов только при наличии конкурентной политической среды. Точно так же, как монетизация льгот имеет смысл при условии, что раздающая их бюрократия эффективна и компетентна. А судебная реформа и споры о статусе судей оправданны лишь при наличии независимой судебной системы.
Бюрократия занята строительством самодостаточной идеальной государственной машины, формально напоминающей устройство развитых западных стран.
~ Корни этого порыва уходят, несомненно, еще в либерально-реформаторские ранние годы первого президентского срока Путина. Тогда разрабатываемые МЭРТом и всевозможными центрами проекты строительства рыночных институтов делались «на вырост»: предполагалось, что за ними последуют развитие рынка и общества. Нынешние проекты партийного строительства и оценки правительственной эффективности являются очевидно казенными, но их авторов это не смущает. Бюрократическая инерция — великая вещь: на наших глазах все то планов громадье, которым жили последние годы практики либеральной модернизации, вырождается в механическое чиновничье прожектерство.
Проблема, однако, не в том, что чиновники заняты прожектерством. Проблема в том, что если конкурентной политической среды, независимого правосудия, компетентной бюрократии нет — непонятно, откуда они могут взяться. Уж, во всяком случае, не из недр госаппарата — в лучшем случае, он способен породить очередной чиновничий проект ее повышения. С показателями эффективности.