Городские службы, убирающие снег, каждую зиму жалуются на неправильно припаркованные машины, затрудняющие работу техники. А столичные автомобилисты возмущаются тем, что обочины дорог не убираются, и тем, что после каждого снегопада движение в городе парализуется. На заседании правительства Москвы во вторник мэр столицы Юрий Лужков заявил, что этой зимой в городе возобновится эвакуация машин, мешающих уборке снега. «Нам нужны улицы свободными, чтобы во время уборки не оставались «валки», насыпи, — сказал Лужков. — Необходима эффективная работа техники».
Эвакуация как способ борьбы с неправильно запаркованными машинами в Москве последний раз вводилась в январе 2004 года. Вывозить машины поручили двум ГУПам — полукоммерческим предприятиям про мэрии, а плата за эту принудительную услугу составляла 1809 руб. за эвакуацию и по 52 руб. за час пребывания на штрафстоянке. В декабре того же года постановлением мэра эта практика была приостановлена с формулировкой «за массовые злоупотребления и из-за многочисленных жалоб автолюбителей». О многочисленности можно судить по данным самой же мэрии: с 21 января по 10 декабря 2004 года туда «поступило 96 жалоб, что составило 0,18% от общего количества задержанных автомобилей». Но то ли в мэрии испугались сути претензий — основная масса сводилась к незаконности самой деятельности эвакуаторов, то ли среди подчиненных Юрия Лужкова возникли проблемы иного рода, но эвакуацию мэр прекратил. Теперь московские власти хотят сделать ее бесплатной и поручить не коммерческим ГУПам, а московскому управлению ГАИ.
Никаких документов о начале эвакуации Лужков пока не подписал.
В пресс-службе первого заместителя мэра Москвы Петра Аксенова «Газете.Ru» подтвердили, что перемещение машин будут оплачивать не водители, а бюджет и что для перемещения транспорта столичной ГАИ передадут все имеющиеся у города эвакуаторы. Но, как именно будет проходить перемещение и куда будут увозить машины, в пресс-службе не знают. «В правительстве сейчас готовится постановление о передаче полномочий по эвакуации ГАИ. А в Госавтоинспекции уже должны были начать разрабатывать систему перемещения машин».
В ГАИ Москвы подтвердить свою готовность к началу перемещения автомобилей отказались.
«То, что ГАИ будет заниматься эвакуацией, не совсем соответствует действительности, — сказал сотрудник отдела пропаганды Московского управления ГАИ Игорь Колосков. — Действительно, уже были подписаны документы о передаче нам эвакуаторов, но распоряжения о том, как мы должны их использовать, от правительства Москвы пока не поступало». Он также заметил, что никакие схемы или системы перемещения в ГАИ сейчас не прорабатываются. «Мы просто будем исполнять то, что нам поручат московские власти», — сказал Колосков.
<1>Адвокат Юрий Карягин не видит в принудительном перемещении ничего опасного для автомобилистов. «Это же не эвакуация, а перемещение, причем бесплатное и только неправильно запаркованных машин. Ее можно рассматривать как меру наказания за неправильную парковку», — сказал адвокат. Машины могут, как раньше, просто перетаскивать на близлежащие улицы, а могут создать для них новые бесплатные «штрафстоянки», куда и будут свозить все брошенные на пути уборочной техники автомобили. Адвокат считает, что власти обязаны подготовить для своих нововведений законодательную базу и внести соответствующие поправки в КоАП. «Но это долгий процесс, и изменить закон к зиме они никак не успеют. А значит, скорее всего, будут действовать, как всегда: выпустят очередное распоряжение мэра, которое будет, как это было в прошлый раз, противоречить кодексу, что неправильно», — говорит Карягин.
Другие правозащитники также сомневаются в полной законности действий мэрии и не исключают, что к ГАИ будут постоянно предъявляться судебные иски о порче имущества, то есть автомобилей. Кроме того, считают юристы, объявление начала «бесплатной эвакуации» может являться только мягким заходом столичных властей на очередной виток борьбы «по наведению порядка в городе с парковкой». В начале 2003 года мэрия выпускала совершенно аналогичное по смыслу постановление № 67 о перемещении транспорта «для уборки улиц и проведения массовых мероприятий». А уже к концу того же года эвакуаторы начали отвозить машины на штрафстоянки и брать за это с автовладельцев приличные деньги.